Page 540 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 540
Глава 10. Суконная слобода
РАЗДЕЛ V. НА ГОРАХ И В ОВРАГАХ
Казани». В храме под приделом погребен в 1912
старообрядческий епископ Казанский и Вятский
Иоасаф и в 1917 священник П.Д. Залётов. В 1920 х
храм был закрыт, помещение многие годы исполь
зовалось Государственным архивом.
Пятиглавая четырехстолпная трехнефная цер
ковь с колокольней над входом. Молельное помеще
ние прямоугольное, средняя квадратная часть кото
рого двухсветная. С восточной стороны находится
алтарная часть с надстройкой на втором этаже и
примыкающими по сторонам квадратными в плане
З
А
А
Ь
Н
К КАЗАНЬ приделами, покрытыми скатной кровлей. С запад
Старая ул., 17/11, литера А ной стороны, на вытянутом прямоугольном объеме,
Новый адрес: Ульянова-Ленина ул., 11 включающем внутреннюю паперть и боковые при
делы, в центре возвышается 2 ярусная квадратная
ЦЕРКОВЬ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ,
в плане колокольня, увенчанная большой главкой
кон. XIX— нач. XX в.
на световом барабане. Наружная паперть — поме
Старообрядческий собор во имя явления иконы щение с цилиндрическим сводом на мощных круг
Пресвятой Богородицы (Покрова Богородицы), лого сечения столбах, с арками по сторонам. Боко
1907–1909 гг. вые входы на северном и южном фасадах выделены
крыльцами, аналогичными главному на западном
фасаде. По центральной оси боковые фасады деко
рированы тремя лучковидными закомарами со
стрельчатым завершением. Основной объем покрыт
четырехскатной крышей и увенчан пятью главами.
Четыре угловые главки на глухих барабанах укра
шены рельефной аркатурой и декоративными зако
марами в основании. Массивная центральная глава
увенчана большим луковичным куполом. Стены де
корированы горизонтальными зубчатыми фризами.
Эклектичное сооружение в древнерусских
формах с активными элементами классицизма до
Храм старообрядцев Белокриницкого согласия,
шло до наших дней без значительных искажений.
неверно называемый Покровским, строился посте После передачи его казанской старообрядческой
пенно. Известно, что в 1877 участок принадлежал
общине на протяжении нескольких лет велась рес
старообрядцу Е.А. Хворову, на нем располагался не таврация фасадов и интерьера.
большой деревянный дом. К 1884 участок перешел
во владение купца Володина. Так как в ту пору ста Г.А. Середа, Х.Г. Надырова, 1999, А.М. Тарунов, 2018
рообрядцам запрещалось строить церкви и молель
ные дома, А.И. Володин начал с постройки «скла
дочного места», которое стало главным объемом не
формальной молельни, что вызвало протест
Георгиевской церкви. Построить полноценный храм
старообрядцы смогли только после царского мани
феста 1905, установившего свободу совести. В 1906
попечителями казанской белокриницкой общины
М.Л. и В.Л. Свечниковыми был объявлен сбор
средств, а в июле 1907 состоялась закладка храма.
‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
Основные средства в дальнейшем предоставили ка
Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
занские купцы первой гильдии К.С. и С.С. Четверго
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
вы. Проект предположительно выполнил Ф.Н. Ма
Категория охраны: региональная
линовский.
Постановление Совета Министров ТАССР от 27.07.1987 № 320
6 сентября 1909 храм освятили «во имя Явле Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
ния иконы владычицы нашей Богородицы в граде от 18.04.2013 № 266
536 Фото А. Клюева, 2016