Page 540 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 540

Глава 10. Суконная слобода
              РАЗДЕЛ V. НА ГОРАХ И В ОВРАГАХ


                                                           Казани». В храме под приделом погребен в 1912
                                                           старообрядческий епископ Казанский и Вятский
                                                           Иоасаф и в 1917 священник П.Д. Залётов. В 1920 х
                                                           храм был закрыт, помещение многие годы исполь
                                                           зовалось Государственным архивом.
                                                              Пятиглавая четырехстолпная трехнефная цер
                                                           ковь с колокольней над входом. Молельное  помеще
                                                           ние прямоугольное, средняя квадратная часть кото
                                                           рого двухсветная. С восточной стороны находится
                                                           алтарная часть с надстройкой на втором этаже и
                                                           примыкающими по сторонам квадратными в плане
                 З
               А
                  А
                    Ь
                   Н
              К КАЗАНЬ                                     приделами, покрытыми скатной кровлей. С запад
              Старая ул., 17/11, литера А                  ной стороны, на вытянутом прямоугольном объеме,
              Новый адрес:  Ульянова-Ленина ул., 11        включающем внутреннюю паперть и боковые при
                                                           делы, в центре возвышается 2 ярусная квадратная
              ЦЕРКОВЬ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ,
                                                           в плане колокольня, увенчанная большой главкой
              кон. XIX— нач. XX в.
                                                           на световом барабане. Наружная паперть — поме
              Старообрядческий собор во имя явления иконы  щение с цилиндрическим сводом на мощных круг
              Пресвятой Богородицы (Покрова Богородицы),   лого сечения столбах, с арками по сторонам. Боко
              1907–1909 гг.                                вые входы на северном и южном фасадах выделены
                                                           крыльцами, аналогичными главному на западном
                                                           фасаде. По центральной оси боковые фасады деко
                                                           рированы тремя лучковидными закомарами со
                                                           стрельчатым завершением. Основной объем покрыт
                                                           четырехскатной крышей и увенчан пятью главами.
                                                           Четыре угловые главки на глухих барабанах укра
                                                           шены рельефной аркатурой и декоративными зако
                                                           марами в основании. Массивная центральная глава
                                                           увенчана большим луковичным куполом. Стены де
                                                           корированы горизонтальными зубчатыми фризами.
                                                              Эклектичное сооружение в древнерусских
                                                           формах с активными элементами классицизма до
                 Храм старообрядцев Белокриницкого согласия,
                                                           шло до наших дней без значительных искажений.
              неверно называемый Покровским, строился посте   После передачи его казанской старообрядческой
              пенно. Известно, что в 1877 участок принадлежал
                                                           общине на протяжении нескольких лет велась рес
              старообрядцу Е.А. Хворову, на нем располагался не   таврация фасадов и интерьера.
              большой деревянный дом. К 1884 участок перешел
              во владение купца Володина. Так как в ту пору ста                 Г.А. Середа, Х.Г. Надырова, 1999, А.М. Тарунов, 2018
              рообрядцам запрещалось строить церкви и молель
              ные дома, А.И. Володин начал с постройки «скла
              дочного места», которое стало главным объемом не
              формальной молельни, что вызвало протест
              Георгиевской церкви. Построить полноценный храм
              старообрядцы смогли только после царского мани
              феста 1905, установившего свободу совести. В 1906
              попечителями казанской белокриницкой общины
              М.Л. и В.Л. Свечниковыми был объявлен сбор
              средств, а в июле 1907 состоялась закладка храма.
                                                                       ‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
              Основные средства в дальнейшем предоставили ка
                                                                      Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
              занские купцы первой гильдии К.С. и С.С. Четверго
                                                           ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
              вы. Проект предположительно выполнил Ф.Н. Ма
                                                           Категория охраны: региональная
              линовский.
                                                           Постановление Совета Министров ТАССР от 27.07.1987 № 320
                 6 сентября 1909 храм освятили «во имя Явле   Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
              ния иконы владычицы нашей Богородицы в граде  от 18.04.2013 № 266
              536                           Фото  А. Клюева, 2016
   535   536   537   538   539   540   541   542   543   544   545