Page 552 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 552
Глава 12. Забулачье
РАЗДЕЛ VI. ЗАБУЛАЧЬЕ И ЗАКАБАНЬЕ
За протокой Булак, служившей дополнитель! человеческих жилищ испещрены заплатами из
ным, естественным укреплением посада, еще в сер. лубков, поросли мохом; над ними кое!где торчат
16 в. возникли Мокрая и Ямская слободы, где сели! высокие шесты со скворечниками, их осеняет фло!
лась в основном городская голытьба. ра городских окраин, населенных беднотою. Мут!
В Писцовых книгах 1565–1568 говорится: «За но!зеленые от сырости окна домишек смотрят друг
Булаком в остроге государева царя и великого кня! на друга взглядами трусливых жуликов» («Быв!
зя слобода Ямская. И всего в Ямской слободе охот! шие люди»).
ничьих 62 двора…». Под словом «охотничьих» в Ильинская церковь в Мокрой слободе счита!
данном случае понимались лично свободные жите! лась одной из самых бедных в Казани, но, по спра!
ли, которые добровольно выполняли ямщицкую ведливости, одной из красивейших. Она была ос!
гоньбу за оговоренную плату. Слово «ям» — татар! нована в кон. 17 в., построена в камне по типу
ское, означает станцию, селение, где жили ямщи! «восьмерик на четверике» в 1738!м. Долгое время
ки, которыми первое время действительно служи! по бедности и малочисленности прихожан храм
ли преимущественно мирные татары. Жители Ям! стоял в запустении, соседствуя с трактирами и
ской слободы брали обязательство развозить по! домами терпимости. С 1876 он считался приписан!
чту, грузы и государевых людей, ни на какие дру! ным к соседнему Успенскому собору. Разрушен в
гие посадские работы их не отвлекали. 1930!х.
Первое упоминание о Мокрой слободе, нахо! Успенская церковь находилась ближе к Поса!
дившейся к западу от Ямской слободы, появилось в ду, в начале улицы Московской (на этом отрезке
Писцовой книге 1646 года. Тогда Мокрая граничила она называлась Успенской). Храм упоминался еще
на севере с острожной стеной города. К югу от нее в в 1566–1568 как находящийся «за Булаком, в ост!
болотистой местности просматривались два об! роге государевом». В 1749 стал приходским, а в
ширных, зараставших тиной озера — Рогожское и 1774 его разрушили повстанцы Пугачёва. В 1779
Прилуцкое. В 19 в. здесь значились улицы Первая храм восстановили, но в 1815 он снова сгорел во
и Вторая, Передняя и Задняя Мокрые, а также По! время большого городского пожара. В 1822 храм
перечно!Мокрая. Ныне это район Привокзальной заново построили в классическом стиле — с ку!
площади и прилегающих улиц Коротченко, Саид! польной световой ротондой и боковыми колонными
Галеева, Сакко и Ванцетти. портиками. В 1859 Успенский храм в очередной раз
В нач. 19 в. въезд в Казань со стороны Москвы горел и в 1863 снова восстановлен. Типичное куль!
вел через топкую и грязную местность по улицам, товое сооружение эпохи классицизма утрачено от!
называвшимся Первой и Второй Мокрыми. Кра! носительно недавно без всякой вразумительной
сочное описание Мокрой слободы оставил А.М. причины: сначала (в 1972) снесли 3!ярусную коло!
Горький: «Въезжая улица — это два ряда одно! кольню, затем основной объем (в 1978).
этажных лачужек, тесно прижавшихся друг к дру! Ямская слобода в 18 в. быстро разрасталась.
гу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными Помимо Московской к ней относились прилегаю!
окнами; дырявые крыши изувеченных временем щие улицы: Большая Варламская, Триумфаль!
ная, Поперечно!Владимирская и Ямская. В 1722,
когда разрушили посадскую стену, проходившую
вдоль Булака, Мокрая и Ямская слободы вошли в
черту города. Обе слободы, расположенные за Бу!
лаком, составляли Вторую полицейскую часть Ка!
зани, управление которой находилось в доме с ка!
ланчой на углу ул. Московской и Посадской (Тази
Гиззата).
На ул. Московской стоял главный храм Ямской
слободы — Владимирский, сооруженный по типу
«восьмерик на четверике». Он был заложен в 1694,
но по каким!то причинам освящен только спустя
24 года, в 1718!м. В 1732 Владимирская церковь
стала собором. В 1834–1847 по проекту Ф.И. Петон!
ди к основному объему пристроили 5!ярусную
колокольню в стиле классицизма. К северу от хо!
лодного собора стояла теплая каменная церковь в
«‰‡ÌË ¬ÚÓÓÈ ÔÓÎˈÂÈÒÍÓÈ ˜‡ÒÚË. 1970- „„.
548