Page 564 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 564
Глава 12. Забулачье
РАЗДЕЛ VI. ЗАБУЛАЧЬЕ И ЗАКАБАНЬЕ
параллельно красной линии застройки. Поэтому
один угол пристроя тупой, а другой — острый. Кро!
ме этого, третий этаж его решен ниже, чем у основ!
ного корпуса. Торец 3!этажного здания вплотную
примыкает к одноэтажному флигелю, развернуто!
му вдоль проезжей улицы.
В левой половине основного корпуса пробит
арочный проезд в заднюю половину двора. По вы!
соте уличный фасад разделен на этажи ступенча!
тыми карнизами, параллельно которым тянутся
подоконные карнизы и филенчатые фризы. Внут!
ренняя структура выявлена на фасадах рустован!
ными и филенчатыми лопатками. Стены первого
этажа рустованы, а карниз декорирован поребри!
ком и модульонами. Ритмично расположенные на
уличном фасаде окна снабжены на каждом этаже
З
А
А
Ь
Н
К КАЗАНЬ разными наличниками. Лучковидные окна первого
Габдуллы Тукая ул., 34 этажа обрамлены профилированным наличником с
ЗДАНИЕ МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ», замковым камнем. Окна второго этажа завершены
где учились 1889–1897 гг. писатель и драматург лучковым сандриком. Окна третьего имеют налич!
Камал Галиаскар, в 1893–1897 гг. революционер ники с прямым сандриком и своеобразно рустован!
большевик Хусаин Ямашев, ными боковыми сторонами. Широкий фриз с филен!
в 1895–1904 гг. писатель и общественный деятель ками и ступенчатыми кронштейнами и небольшой
Фатих Амирхан, в 1900–1906 гг. драматург карниз завершают декоративное оформление улич!
и артист Карим Тинчурин, в 1905–1906 гг. писатель ных фасадов основного корпуса и пристроя. Пара!
Мажит Гафури, в 1909–1914 гг. революционер петные столбики с полукруглым завершением и
большевик Камиль Якубов, один из первых ступенчатые аттиковые стенки над торцевым фаса!
татарских композиторов Султан Габяши дом пристроя, ризалита и арочным проездом основ!
ного корпуса создают определенный ритм в завер!
шении фасадов.
Художественное решение фасада одного из са!
мых крупных образовательных мусульманских
учреждений дореволюционной России соответ!
ствует принципам архитектурной эклектики и в
целом выдержано в стиле псевдоренессанс.
‘ÓÚÓ 1984ñ1985 „„.
√‡ÎˇÒ͇ ‡Ï‡Î ‘‡Ú˚ı ¿ÏËı‡Ì
Медресе расположено в глубине участка под
углом к уличной застройке. Строилось в несколько
этапов начиная с 1882 на средства купцов Г. Утя!
мышева и А. Хусаинова. К одноэтажному дому, по!
строенному по проекту М. Ермолаева, вскоре над!
строенному вторым и третьим этажами, в 1901
пристроили новый 3!этажный объем. Таким обра!
зом, особенность последнего в том, что его торцевой
фасад, обращенный в сторону улицы, развернут ‡ËÏ “Ë̘ÛËÌ —ÛÎÚ‡Ì √‡·ˇ¯Ë
560