Page 621 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 621

Глава 13. Старо Татарская слобода
                                                                              РАЗДЕЛ VI. ЗАБУЛАЧЬЕ И ЗАКАБАНЬЕ


                                                         образно трактованы чердачные окошки. Они поме
                                                         щены над крайними окнами и в центре и спущены
                                                         так, что прорезают фриз, расчлененный консоля
                                                         ми и накладными прямоугольными деталями. Спа
                                                         ренные чердачные окошки имеют скатный верх,
                                                         обрамлены резной полосой в виде плетенки. Кар
                                                         низ, украшенный резьбой, повторяет контуры вы
                                                         ступов, образуя нишки для окон и создавая при
                                                         чудливый живописный контур. Восстановленный
                                                         кирпичный пристрой в верхней части обшит доска
                                                         ми и также имеет чердачное окно.
                                                            Оригинальный дом Сафы Бахтеева считался па
                                                         мятником татарской архитектуры, в котором были
                                                         переосмыслены, своеобразно и в новых формах мо
                 Н
                А
               З
                   Ь
              А
            К КАЗАНЬ                                     дерна трактованы, элементы и приемы народной
            Габдуллы Тукая ул., 72                       архитектуры. Представление об этом дает его копия.
            ДОМ САФЫ БАХТЕЕВА, нач. XX в.                                    Р.Р. Салихов, Г.Г. Нугманова, 1999; А.М. Тарунов, 2017









               Дом первоначально строился в 1903–1906 для
            мещанина Сафы Абраровича Бахтеева, торговца
            мануфактурой и галантерейным товаром. Пред
            ставлял собой 2 этажный пятистенок, перекрытый
            вальмовой крышей. С торцов с некоторым отсту
            пом примыкали пристройки на всю высоту дома с
            уличными входами и лестницами на второй этаж.
            Пристрой справа был кирпичным.                               ƒ‚ÓÓ‚˚È Ù‡Ò‡‰
               Деревянное здание было полностью утрачено
            осенью 2007 в результате пожара. Было воссоздано
            на средства казанского бизнесмена Д.Ш. Исмагило
            ва в 2015–2016. Авторы проекта воссоздания Ф.М.
            Забирова, Г.Т. Аскарова, Ю.В. Васильева.
               Сруб обшит гладко досками — стены горизон
            тально, выпуски бревен поперечных стен — верти
            кально. Фланкирующие лопатки широкие, цент
            ральная, разделяющая фасад пополам, более узкая.         ‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
            С каждой стороны от нее прорезано по 6 окон,             Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
            оформленных одинаково. Наличники имеют вид от
                                                         ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
            меченных в булгаро татарской культуре и своеоб   Категория охраны: региональная
            разно трактованных арочек с плечиками, поддер   Постановление Совета Министров ТАССР от 27.07.1987  № 320
            живаемых консольками. Плоскости под ними запол   Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
            нены хорошо прорисованным орнаментом.        от 10.06.2009 № 384
                                                         Приказ Министерства культуры Республики Татарстан
               Каннелированные продольные обрамления за
                                                         от 07.08.2015 № 850; от 22.09.2015 № 1036-од
            вершаются в нижних углах криволинейными эле
            ментами, характерными для модерна. Очень свое   ВОССОЗДАНИЕ

                                                                                                617
                                                          Фото  А. Клюева, 2016
   616   617   618   619   620   621   622   623   624   625   626