Page 810 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 810

Глава 19. Наши достижения
              РАЗДЕЛ IX. СОВЕТСКИЙ ВЫБОР


















                                                                        œÓÂÍÚ̇ˇ ÔÂÒÔÂÍÚË‚‡.
                                                                ¿ıËÚÂÍÚÓ˚ Õ.¿.  Û„ÎÓ‚, Õ.¿. —Í‚ÓˆÓ‚. 1936 „.
                                                              Строительство началось зимой 1936, по иници
                                                           ативе предисполкома П.В. Аксёнова на противопо
                                                           ложной стороне с вырубкой сада им. Пугачёва, ко
                 З
               А
                  А
                    Ь
                   Н
              К КАЗАНЬ                                     торый ранее звался Державинским. После протес
              Свободы пл., 2
                                                           тов Союза архитекторов строительство театра на
              ЗДАНИЕ ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО           новом участке утвердил задним числом (в октябре
              ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. М. Джалиля         1938) Всесоюзный комитет по делам искусств и при
              (построено в 1956 г.)                        СНК СССР, ибо превозносимый казанцами Держа
                                                           винский сад уже перестал существовать. Доведен
                                                           ное до карниза сооружение перед войной при
                                                           шлось законсервировать. Территорию стройки во
                                                           время войны и сразу после нее занимали лагерные
                                                           пункты Управления исправительно	трудовых ла
                                                           герей НКВД. После войны, в 1946, стройка возобно
                                                           вилась силами 90 пленных немцев, которые сумели
                                                           поднять недостроенное здание до крыши.
                                                              В 1948 казанскому проектировщику И.Г. Гай
                                                           нутдинову поручили переделать проект, т.к. архи
                                                           тектор Н.А. Круглов, осмеливавшийся высказы
                                                           вать недовольство властями, еще в 1937 был арес
                                                           тован, осужден на 5 лет «за вредительство» и сги
                                                           нул в лагере под Нарьян	Маром на следующую
                                                           зиму. От Гайнутдинова ждали внесения изменений
                 Строительство Оперного  театра началось в 1936  в проект предшественника, с чем он справился не
              по проекту московского архитектора Н.А Круглова  без мук творчества. Сохранив в основном внутрен
              при участии его более молодого коллеги Н.А. Сквор	  нюю планировку, он коренным образом перерабо
              цова. Круглов имел за плечами богатый опыт проек	  тал оформление фасада и внес изменения в инте
              тирования зданий: сначала театр им. Вахангова и  рьеры. Новый проект окончательно утвердил за
              Щукинское училище в Москве (1929–1930), позднее  меститель Председателя Совета Народных Комис
              театры в Харькове, Свердловске, Нижнем Тагиле,  саров СССР К.Е. Ворошилов, несмотря на то что
              Алма	Ате. По замыслу Круглова, театр в Казани  смета строительства возросла в 1,5 раза.
              предполагалось разместить с отступом от ул. Боль	  Главный северный фасад отступает от красной
              шой Красной — на низкой северной стороне пло	  линии застройки ул. К. Маркса, образуя место для
              щади, из	за чего его нружный объем следовало  открытой площадки с разбитыми на ней декоратив
              возводить на невысоком стилобате. За основу обра	  ными газонами. В дополнение к уже существующей
              за им были взяты формы Александринского театра  колоннаде И.Г. Гайнутдинов ввел тяжеловесный
              в Ленинграде с колоннадой главного фасада, по	  фронтон, обширный тимпан которого пришлось за
              ставленной на цоколе	тамбуре, с широким фризом  полнять многочисленными рельефами на темы ис
              и со скульптурами на аттике.                 кусства и труда в Татарской республике. Отдель



              806                           Фото  А. Клюева, 2016
   805   806   807   808   809   810   811   812   813   814   815