Page 851 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 851
Глава 21. Незабытые имена
РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. ИСТОРИКО МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ
З
А
А
Ь
Н
К КАЗАНЬ После создания Автономной Татарской Социа
Историко-мемориальное кладбище листической Республики драматург Галиаскар Ка
ЦКПиО им. Горького мал активно сотрудничал с республиканскими га
МОГИЛА зетами, перевел на татарский язык «Ревизора» Го
ГАЛИАСКАРА КАМАЛА (1879–1933), голя, «Грозу» А.Н. Островского и «На дне» М. Горь
драматурга кого. Наряду с Тукаем он внес большой вклад в
формирование литературного татарского языка.
Галиаскар Камал обладал самобытным талантом
художника. Он автор первых иллюстраций к произ
ведениям Г. Тукая, сатирических рисунков на акту
альные общественные и политические темы в татар
ских журналах, кроме того, создал новые рисунки
татарских шрифтов для казанской типографии И.Н.
Харитонова, первые театральные афиши. Им выпол
нено художественное оформление ряда спектаклей в
татарском театре. В 1920 е Галиаскар Камал усовер
шенствовал татарскую каллиграфию и разработал
новые шрифты для печати.
Галиаскар Камал — едва ли не единственный из
когорты старейших татарских литераторов, кого не
Галиаскар Галиакберович Камалетдинов (Га
преследовали в советское время, к кому не приме
ли Аскар Камал) — татарский советский писа
няли репрессий. В 1923 ему присвоили звание «Ге
тель, классик татарской драматургии, обществен рой Труда», в 1926 — звание «Народный драма
ный деятель.
тург». Творчество «татарского Островского», как на
Родился 6 января 1879 в Казани в семье мастера
скорняка. Учился в казанском медресе «Госмания», зывал его Г. Тукай, в духе критического реализма
пользовалось огромной популярностью у строите
позже в медресе «Мухаммадия». Когда женился на лей революционной Татарской Республики.
дочери купца второй гильдии, отказался быть мул
Маститый драматург скончался 16 июня 1933.
лой и стал книготорговцем. В 1901 выпускал газету
Зять богатого купца, ученик муфтия Г. Баруди, со
«Тэраккый» («Прогресс»), затем организовал изда трудник и друг уехавшего в Турцию бывшего депу
тельство «Магариф» («Просвещение»). С 1906 рабо
тата Государственной думы публициста Садри
тал журналистом в газете «Азат» («Свобода»), затем Максуди был похоронен с великими почестями на
«Азат халык» («Свободный народ»), где печатались
Братском кладбище в парке «Русская Швейцария»,
статьи, пропагандирующие идеи марксизма. Был
ставшим к тому времени местным пантеоном.
издателем и редактором сатирического журнала Гранитный надмогильный памятник с выбитой
«Яшен» («Молния», 1908–1909), работал в популяр
надписью установлен в нач. 1960 х.
ной татарской газете «Йолдыз» («Звезда»,
А.М. Тарунов, 2016
1907–1917). После революции — в газетах «Эш»,
«Эшче», «Кызыл Армия» («Красная армия»).
В 1898 Галиаскар Камал написал пьесу «Несчаст
ный юноша» для первого спектакля создававшегося
татарского театра «Сайяр», а затем вторую пьесу —
«Три подлеца», где критически описал жизнь татар
ских купцов и мещан. 22 декабря 1906 в помещении
Нового клуба (ул. Горького, 3) состоялся первый пуб
личный спектакль на татарском языке, эта дата счи
тается днем рождения татарского театра. Но это бы
ла пьеса турецкого автора в переводе Галиаскара.
Камала. Драму «Несчастный юноша» (второй вари
ант) труппа «Сайяр» показала летом 1907.
До революции Галиаскар Камал написал почти
все свои классические произведения. Ряд его коме
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
дий, в т.ч. «Банкрот» (1912), ставятся поныне в та Категория охраны: федеральная
тарских театрах. Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Фото А. Клюева, 2016
847