Page 851 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 851

Глава 21. Незабытые имена
                                                     РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. ИСТОРИКО МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ


               З
              А
                А
                   Ь
                 Н
            К КАЗАНЬ                                        После создания Автономной Татарской Социа
            Историко-мемориальное кладбище               листической Республики драматург Галиаскар Ка
            ЦКПиО им. Горького                           мал активно сотрудничал с республиканскими га
            МОГИЛА                                       зетами, перевел на татарский язык «Ревизора» Го
            ГАЛИАСКАРА КАМАЛА (1879–1933),               голя, «Грозу» А.Н. Островского и «На дне» М. Горь
            драматурга                                   кого. Наряду с Тукаем он внес большой вклад в
                                                         формирование литературного татарского языка.
                                                            Галиаскар Камал обладал самобытным талантом
                                                         художника. Он автор первых иллюстраций к произ
                                                         ведениям Г. Тукая, сатирических рисунков на акту
                                                         альные общественные и политические темы в татар
                                                         ских журналах, кроме того, создал новые рисунки
                                                         татарских шрифтов для казанской типографии И.Н.
                                                         Харитонова, первые театральные афиши. Им выпол
                                                         нено художественное оформление ряда спектаклей в
                                                         татарском театре. В 1920 е Галиаскар Камал усовер
                                                         шенствовал  татарскую каллиграфию и разработал
                                                         новые  шрифты для печати.
                                                            Галиаскар Камал — едва ли не единственный из
                                                         когорты старейших татарских литераторов, кого не
               Галиаскар Галиакберович Камалетдинов (Га
                                                         преследовали в советское время, к кому не приме
            ли Аскар Камал) — татарский советский писа
                                                         няли репрессий. В 1923 ему присвоили звание «Ге
            тель, классик татарской драматургии, обществен   рой Труда», в 1926 — звание «Народный драма
            ный деятель.
                                                         тург». Творчество «татарского Островского», как на
               Родился 6 января 1879 в Казани в семье мастера
            скорняка. Учился в казанском медресе «Госмания»,  зывал его Г. Тукай, в духе критического реализма
                                                         пользовалось огромной популярностью у строите
            позже в медресе «Мухаммадия». Когда женился на  лей революционной Татарской Республики.
            дочери купца второй гильдии, отказался быть мул
                                                            Маститый драматург скончался 16 июня 1933.
            лой и стал книготорговцем. В 1901 выпускал газету
                                                         Зять богатого купца, ученик муфтия Г. Баруди, со
            «Тэраккый» («Прогресс»), затем организовал изда   трудник и друг уехавшего в Турцию бывшего депу
            тельство «Магариф» («Просвещение»). С 1906 рабо
                                                         тата Государственной думы публициста Садри
            тал журналистом в газете «Азат» («Свобода»), затем  Максуди был похоронен с великими почестями на
            «Азат халык» («Свободный народ»), где печатались
                                                         Братском кладбище в парке «Русская Швейцария»,
            статьи, пропагандирующие идеи марксизма. Был
                                                         ставшим к тому времени местным пантеоном.
            издателем и редактором сатирического журнала    Гранитный надмогильный памятник с выбитой
            «Яшен» («Молния», 1908–1909), работал в популяр
                                                         надписью установлен в нач. 1960 х.
            ной татарской газете «Йолдыз» («Звезда»,
                                                                                            А.М. Тарунов, 2016
            1907–1917). После революции — в газетах «Эш»,
            «Эшче», «Кызыл Армия» («Красная армия»).
               В 1898 Галиаскар Камал написал пьесу «Несчаст
            ный юноша» для первого спектакля создававшегося
            татарского театра «Сайяр», а затем вторую пьесу —
            «Три подлеца», где критически описал жизнь татар
            ских купцов и мещан. 22 декабря 1906 в помещении
            Нового клуба (ул. Горького, 3) состоялся первый пуб
            личный спектакль на татарском языке, эта дата счи
            тается днем рождения татарского театра. Но это бы
            ла пьеса турецкого автора в переводе Галиаскара.
            Камала. Драму «Несчастный юноша» (второй вари
            ант) труппа «Сайяр» показала летом 1907.
               До революции Галиаскар Камал написал почти
            все свои классические произведения. Ряд его коме
                                                         ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
            дий, в т.ч. «Банкрот» (1912), ставятся поныне в та   Категория охраны: федеральная
            тарских театрах.                             Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624

                                                          Фото  А. Клюева, 2016
                                                                                                847
   846   847   848   849   850   851   852   853   854   855   856