Page 862 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 862

Глава 21. Незабытые имена
              РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ.  АРСКОЕ КЛАДБИЩЕ


               А
                    Ь
                   Н
                 З
              К КАЗАНЬ                                     машин, которую возглавлял 18 лет — до 1965 го.
                  А
              Арское кладбище                              Длительное время Г.С. Жирицкий состоял главным
              МОГИЛА                                       редактором журнала «Авиационная техника». В
              ЖИРИЦКОГО ГЕОРГИЯ СЕРГЕЕВИЧА                 1965 ученый тяжело заболел, после инсульта у не
              (1893–1966)                                  го была потеряна речь и парализована правая
                                                           рука. Однако он научился писать левой рукой и не
                                                           задолго до смерти закончил работу над рукописью
                                                           своей последней научной книги. Скончался в Каза
                                                           ни 4 июня 1966 в возрасте 68 лет.
                                                                                             А.М. Тарунов, 2016
                                                           ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
                                                           Категория охраны: федеральная
                                                           Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624






                                                                Н
                                                                 Ь
                                                           К КАЗАНЬ
                                                            А
                                                              З
                                                               А
                 Георгий Сергеевич Жирицкий — советский
              механик и инженер конструктор, специалист в  Арское кладбище
                                                           МОГИЛА
              области теплотехники и турбостроения; один из
              пионеров отечественного авиационного и ракетного  КАШКИНА НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА
                                                           (1839–1920), музыкального критика
              жидкостного двигателестроения.
                 Родился 26 сентября (8 октября) 1893 в Крапив
              не Тульской губернии. Учился в Киеве в политех
              ническом институте, где впоследствии работал
              преподавателем. С 1925 — профессор, доктор тех
              нических наук (1937). С 1929 преподавал в Москов
              ском высшем техническом училище, затем в Мос
              ковском энергетическом институте, где заведовал
              кафедрой паровых машин.
                 В 1937 необоснованно арестован и осужден. С
              1939 по 1944 занимался конструкторскими разра
              ботками в тюремных «шарашках». В 1940 не по
              своей воле оказался в Казани — в тюремном кон
              структорском бюро, где разрабатывали самолет
              ный реактивный двигатель. Сюда же позднее по
              пал и будущий конструктор космических кораблей
              С.П. Королёв, осужденный «за вредительство».    Кашкин Николай Дмитриевич — русский му
                 Работы «шарашки» по созданию реактивного  зыкальный критик, педагог, писатель.
              двигателя были признаны успешными, и в 1944 по  Родился в Воронеже 27 ноября (9 декабря) 1839
              ходатайству Л.П. Берия отличившиеся конструк   в семье книготорговца Д.А. Кашкина. Образование
              торы вышли на волю со снятием судимости, но без  получил домашнее, учился игре на фортепиано и
              права выезда из Казани. Г.С. Жирицкий уже на  гуслях у своего отца Дмитрия Антоновича.
              свободе продолжил работу на Казанском авиаци    В 1860, поссорившись с отцом, поселился в
              онном заводе заместителем главного конструктора  Москве. С 1866 преподавал теорию и историю му
              реактивных двигателей в секретном бюро, воз   зыки, а также игру на фортепьяно в Московской
              главляемом бывшим осужденным В.П. Глушко     консерватории (с 1875 — профессор). Был музы
              (другим его замом работал С.П. Королёв).     кальным сотрудником «Русских Ведомостей», за
                 После войны Жирицкий остался в Казани, пе   тем «Московских Ведомостей». Написал наиболее
              рейдя на преподавательскую работу в Казанский  распространенный русский учебник элементар
              авиационный институт. Он создал кафедру турбо   ной теории музыки (1875), который много раз



              858                           Фото  А. Клюева, 2016
   857   858   859   860   861   862   863   864   865   866   867