Page 408 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 408

Глава 6. Дворянский центр
              РАЗДЕЛ IV. ПРЕСТИЖНАЯ СТОРОНА


                                                           существенные изменения в оформление фасада с
                                                           приданием ему «исторического стиля». В оконча-
                                                           тельном варианте доминирующим мотивом оформ-
                                                           ления стал повторяющийся на фасадах тип спарен-
                                                           ного флорентийского окна и арок, разделенных ко-
                                                           ринфскими пилястрами, что придавало зданию вне-
                                                           шнее сходство с обликом итальянского палаццо.
                                                              Есть основания считать, что с мнением казан-
                                                           ских дворян и с творчеством Коринфского просто
                                                           не посчитались. Проект был переработан в Петер-
                                                           бурге известным зодчим академиком Николаем
                                                           Ефимовичем Ефимовым (1799–1851), выпускни-
                                                           ком Академии художеств, прожившим 12 лет в
                                                           Италии. В 1840 он вернулся в Петербург, где его
                                                           обязали усиленно перерабатывать проекты мно-
                                                           гих отечественных архитекторов и создавать свои
                 З
               А
                  А
                    Ь
                   Н
              К КАЗАНЬ                                     в духе псевдоренессанса, близкие к т.н. тоновско-
              Карла Маркса ул., 33 / 62 Пушкина ул.        му (русско-византийскому) стилю. Руководить
              (Свободы пл., 24)                            строительством по присланному проекту сначала
              ЗДАНИЕ ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ,                 отказался архитектор Петонди, затем другой мэтр
              1844–1852 гг., архитекторы М.П. Коринфский,   Коринфский, и в результате здание достраивалось
              И.П. Ефимов *                                под надзором менее консервативного И.П. Бессоно-
                                                           ва (1816–1863). Возводили Дворянское собрание
                                                           достаточно долго, по ходу меняя отдельные реше-
                                                           ния и перестраивая уже сделанное. С 1853 в инте-
                                                           рьерах велись отделочные работы, которые про-
                                                           должались не один год. Окончательно Дом дворян-
                                                           ства принят заказчиком в 1860.
                                                              До 1917 в центральном зале на верхнем этаже
                                                           висели портреты царственных особ, в остальных
                                                           помещениях — гербы уездов Казанской губернии.
                                                           Наиболее торжественное впечатление производи-
                                                           ла центральная 3-маршевая лестница, ведущая в
                                                           большой танцевальный зал на 800 чел., и кроме то-
                                                           го, еще 400 зрителей могли разместиться на балко-
                                                           нах. Помимо этого имелось еще 8 значительных по-
                                                           мещений — большая и маленькая столовые, бу-
                                                           фетная, клубная, пикетная комнаты, библиотека,
                 До 1815 Казанское губернское собрание дворян,  гостиная, а также канцелярия, туалетные комна-
              учрежденное в 1785 не имело собственного поме-  ты, гостевые номера. В общей сложности все поме-
              щения и для своих встреч арендовало частные до-  щения Дворянского собрания могли бы вместить
              ма в Казани. Специальное здание для Дворянского  сразу более 2 тыс. чел. В 1869 торжественный бал в
              собрания Казанской губернии было построено на  казанском Дворянском собрании посетил находив-
              Театральной площади Казани в сер. 19 в. Предна-  шийся в Казани император Александр II.
              значалось оно для проведения ежегодных меро-    К главному зданию примыкало два флигеля —
              приятий по выборам губернского предводителя  там, где сейчас расположен концертный зал кон-
              дворянства, официальных собраний, проведения  серватории. Общая площадь вспомогательных по-
              концертов, торжественных приемов и обедов.   мещений превышала 5 тыс. кв. м.
                 Первоначальный проект выполнил в 1843 ка-    Большие ремонтные работы производились в
              занский архитектор М.П. Коринфский в стиле   1902–1903 в интерьере Дворянского собрания, пос-
              позднего классицизма, и этот проект был утвер-  ле чего зал стали сдавать внаем под всевозможные
              жден 27.04.1844. Однако через некоторое время  концерты. На его сцене выступали В.И. Качалов,
              проект отклонили. Поступило предложение внести  Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин,




              404                           Фото  А. Клюева, 2016
   403   404   405   406   407   408   409   410   411   412   413