Page 409 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 409
Глава 6. Дворянский центр
РАЗДЕЛ IV. ПРЕСТИЖНАЯ СТОРОНА
Ф.И. Шаляпин, В.В. Маяковский и др. В годы ной, на всю ширину этого пространства, трехмар-
Первой мировой войны в помещениях Дворянского шевой лестницей. Ширина вестибюля равна трем
собрания размещался госпиталь для раненых. оконным проемам по фасаду.
Окна по фасаду первого этажа расставлены
редко, имеют чистую форму полуциркульной арки.
Стены выложены и оштукатурены под руст, углы
ризалита и всего объема раскрепованы рустован-
ными лопатками. Наличники небольшого выступа
также рустованы, подоконная панель кессониро-
вана в форме прямоугольника с гладким полем.
Междуэтажный карниз и широкий фриз разде-
ляют этажи и объединяют оконные проемы второ-
го этажа, простенки которого украшены пиляст-
рами с коринфскими капителями. Антаблемент
имеет гладкий фриз и массивный карниз с суха-
риками. Большие оконные проемы («венециан-
ские окна») — в форме подвесных арок (сдвоен-
ƒ‚ÓˇÌÒÍÓ ÒÓ·‡ÌËÂ. Õ‡˜. ’’ ‚. ные арки, объединенные одной аркой наличника)
Сразу после революции здание стало назы- с тонко профилированным архивольтом, опираю-
ваться Крестьянским собранием. В 1930-х — До- щимся на полочки импостов, и фигурными фи-
мом красноармейцев. В послевоенные годы учреж- ленками в тимпане. Оконные проемы на боковых
дение называлось Домом офицеров Советской фасадах поставлены с увеличенным шагом, ши-
Армии. До 1956 в большом зале проводились засе- рокие простенки заполняют сдвоенные пилястры.
дания Верховного Совета Татарской АССР. Позд- Дворовый фасад решен более скупыми средства-
нее его использовали как кинозал и танцплощадку. ми: гладкие оштукатуренные стены с антабле-
ментом, прямоугольными проемами в скромных
наличниках. Сдвоенные арочные окна на дворе
сохранены лишь по оси фасада, они освещают ин-
терьер парадной лестницы.
Верхний этаж (мезонин) равен длине главного
зала. Оконные проемы третьего этажа выходят на
хоры. Шаг пилястр на фасаде в простенках повто-
ряет ритм второго этажа и переходит в интерьер
зала. Между пилястрами парами расположены не-
большие арочные проемы с архивольтами и импос-
тами. Антаблемент с гладким фризом венчает ма-
лый ордер мезонина.
¬Ë‰ Ò “‡ڇθÌÓÈ ÔÎÓ˘‡‰Ë. Õ‡˜. ’’ ‚.
Крупное 3-этажное сооружение возведено на
высоком цокольном этаже с массивными сводча-
тыми перекрытиями. Парадный вход с Театраль-
ной площади в 1875–1879 обустроен портиком в ви-
де аркады с балконом наверху во всю ширину вес-
тибюля. Первый этаж приподнят почти на полэта-
жа. Крыльцо возвышается только на высоту невы-
сокого полуциркульного пандуса со скругленными
в плане ступенями по центру. Центральное про-
странство нижнего яруса (вестибюль с выходящи-
ми сюда швейцарскими за двумя парами опор ко-
робовой аркады) перетекает в зону фойе с простор- ¬Ë‰ ËÁ ƒÂʇ‚ËÌÒÍÓ„Ó Ò‡‰Ë͇. Õ‡˜. ’’ ‚.
405