Page 676 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 676

Глава 14. Ново Татарская слобода
              РАЗДЕЛ VI. ЗАБУЛАЧЬЕ И ЗАКАБАНЬЕ


                 В освещенный цокольный этаж (с двумя ряда   сти мулла Абдул Вали сумел организовать в при
              ми колонн в помещениях под молитвенными зала   ходе конфессиональное магометанское училище,
              ми) ведет вход со двора. Внизу расположены зал  известное как медресе «Гаффария». Оно счита
              для женщин и вспомогательные помещения. Пер   лось сравнительно небольшим по казанским мер
              воначально цокольный этаж использовался только  кам (число учащихся — 60 чел.) и по характеру
              для служебно складских целей.                обучения относилось к старометодным. Специаль
                 Винтовая лестница в стволе минарета освещена  но для этого медресе купец М.М. Азимов в 1871 по
              щелевидными окнами с трехлопастными сандри   проекту П.Е. Аникина в ограде мечети построил
              ками на резных консольках и подоконными карни   одноэтажный кирпичный дом. Вероятно, в период
              зами. Высота минарета 51 м. Через многоскатное  строительства каменной мечети, в 1887–1890, этот
              основание со своеобразно профилированной базой  дом был перестроен в существующее 2 этажное по
              двенадцатигранный, утончающийся кверху ствол  лукаменное здание медресе. На территории медре
              переходит к восьмигранному верхнему ярусу. Реб   се находился также деревянный дом муллы.
              ра ствола минарета выделены узкими лопатками и  В медресе «Гаффария» с 1875 по 1880 учился
              завершены консольками, несущими трехлопастную  и позже преподавал видный религиозный и обще
              аркатуру в завершении граней. Пышный сталакти   ственный деятель, ученый историк Х.М. Габяши
              товый карниз поддерживает круглый балкон вокруг  (1863–1936), а в начале 1890 х учился драматург
              светового фонаря цилиндрической формы. По сто   Г.Г. Камал.
              ронам света он прорезан узкими трехлопастными
              арочными окнами, вписанными в сочную аркатуру,
              и завершен карнизом меньшего выноса. Ребристый
              шатер с пологим конусовидным изломом в основа
              нии поставлен на невысокий глухой цилиндричес
              кий барабан и завершен нанизанными на шпиль
              разновеликими шарами под полумесяцем.
                 Яркий пример мусульманской культовой архи
              тектуры периода эклектики в восточном, арабо
              мавританском стиле.










                                                                       ‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
                                                                      Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
                                                              Азимовскую мечеть закрыли в 1930. До 1992
                                                           она находилась на территории промышленной зо
                                                           ны. В 1990–1992 реконструирована и отреставри
                                                           рована по проекту архитектора Р.В. Билялова
                                                           (Татарское специальное научно реставрационное
                                                           управление). В 2016 начат новый этап реставрации
                                                           фасадов и интерьера, работы на данный момент не
                 С махаллей Азимовской мечети тесно связана  закончены. Проект реставрации АО «ТСНРУ»
              династия имамов Абдулгафаровых. Родоначаль   (науч. рук. Р.Р. Раимова).
              ник ее Абдул Вали Абдулгафаров (ум. 1891), вы                    Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов,  Х.Г. Надырова, 1999
              ходец из дер. Новые Чукалы Буинского уезда
              Симбирской губернии, прослужил на должности  ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
                                                           Категория охраны: федеральная
              имам хатиба в этой мечети с 1849 по 1888, потом
                                                           Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
              его сменил сын Хисаметдин Абдулгафаров
                                                           Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
              (1849–1923). Уже в первые годы своей деятельно   от 21.12.2011 № 1034

              672
   671   672   673   674   675   676   677   678   679   680   681