Page 681 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 681
Раздел VII. ЗАРЕЧЬЕ
слободы. Этот район играл важную роль в жизни смен. Шоссе построили в 1849. По его краям выса
Казани, т.к. отсюда в город вела дорога от волжской дили деревья, которые своими корнями скрепляли
переправы. склоны. Сначала дамба оставалась немощеной и не
В Казани с сер. 19 в. действовали две пристани: очень высокой — ее часто заливало вешними вода
старая, принимавшая пассажирские и грузовые ми. Когда дамбу передали в земство, стали прово
суда весной — Бакалда, и новая летняя — Устье. дить ее благоустройство. По ночам шоссе освещали
Бакалдинская пристань находилась близ Адми керосиновые фонари, а посередине пути стояла по
ралтейской слободы в 5,5 верстах от Казани. Все лицейская караулка. Дамба неоднократно подсы
прибывающие по Волге грузы здесь перегружали палась и расширялась. В кон. 19 в. от пристани в го
на более мелкие, способные в половодье доставить род курсировала конка, которую в 1899 сменил
товар к проводимой под стенами кремля ярмарке. трамвай.
Весенние разливы Казанки и топкая местность ме Западнее Адмиралтейской слободы, напротив
шали регулярному сообщению волжской пристани бывшего села Игумново (Игумновой слободы), в нач.
с центром города. До базара приезжие купцы доби 20 в. работал старый казанский водозабор, от кото
рались в экипажах с неимоверными сложностями. рого остались руины, напоминающие заброшенную
Похожие проблемы возникали при движении от дворянскую усадьбу. Неподалеку построен и более
города к пристани. новый водозабор советской эпохи — «криб». По За
О необходимости устройства дамбы и шоссей речью в нач. 20 в. проходила железная дорога от Ро
ной дороги между городом и пристанью думали мановского железнодорожного моста через Волгу.
давно. Но деятельно за это взялся губернатор гене Она пролегала по левобережью к Зилантовой горе,
рал от инфантерии С.П. Шипов. По его настоянию в на подступах к которой был построен железнодо
1842 от новой пристани в устье Казанки стали на рожный мост в виде прямоугольной металлической
сыпать дамбу протяженностью до города в 7 верст. фермы. Далее поезд, как и сейчас, выходил на дам
По тем временам это казалось грандиозным, строи бу и следовал мимо Храма памятника павшим в
тельство велось 7 лет. Было уложено 24 тыс. куб. 1552 году и возвышающего вдали Казанского крем
саж. земли, на что ушло 83 тыс. дневных рабочих ля к главному железнодорожному вокзалу.
677