Page 684 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 684

Раздел VII. ЗАРЕЧЬЕ




                                                           Алфёрова. Но сам памятник был торжественно
                                                           заложен только после изгнания Наполеона из
                                                           России, а именно 29 июня 1813, в присутствии
                                                           членов Правительствующего Сената и Опекун
                                                           ского совета, находившихся тогда в Казани из за
                                                           нашествия французов. По эскизу Алфёрова ака
                                                           демический гравер К.В. Ческий (1776–1813) вы
                                                           полнил гравюру, демонстрирующую публике вы
                                                           сочайше одобренный замысел.
                                                              Храм памятник был решен в виде египетской
                                                           пирамиды с четырьмя широкими лестницами во
                                                           круг. В общей композиции памятника оригинально
                                                           соединялись египетский стиль с греческим, что
                                                           объясняется обширными архитектурными позна
                                                           ниями Алфёрова и общим интересом европейцев к
                                                           античному наследию и восточной экзотике.
                 В 1811 архимандрит Зилантова монастыря Ам    Александр I распорядился начать всероссий
              вросий (Сретенский) обратился к архиепископу  ский сбор средств на монумент, причем он лично и
              Казанскому Павлу с просьбой оказать содействие  императорская семья первыми пожертвовали
              созданию «памятника в виде столпа над братской  крупные суммы, всего 10 тыс. руб. Однако из за
              могилой убиенных в 1552 году русских воинов». Об  потребности гораздо более значительных средств
              этом доложили в Петербург. Но воодушевленный  для осуществления замысла к строительству па
              Александр I отверг рисунок памятника в виде ко   мятника в Казани смогли приступить только че
              лонны, как слишком скромный. В 1813 (или не   рез несколько лет. В 1817 монахи Зилантова мона
              сколько ранее) он поручил составить эскиз храма   стыря, собиравшие по всей стране пожертвования,
              памятника  художнику любителю Николаю Фёдо   смогли заполучить достаточную сумму, составив
              ровичу Алфёрову (1777–1843), происходившему  шую чуть более 100 тыс. руб.
              из помещиков Харьковской губернии. Увлекаясь    С октября 1818 строительство храма памятни
              рисованием, Алфёров несколько лет посещал    ка по проекту Н.Ф. Алфёрова велось под непосред
              классы петербургской Академии художеств, про   ственным руководством казанского губернского
              явив себя способным рисовальщиком, гравером  и  архитектора А.К. Шмидта, окончившего в 1806
              чертежником. Он учился за свой счет, много отлу
              чался для путешествий. В силу этого профессио
              нального диплома не получил, довольствуясь
              дружбой и сотрудничеством с Андреем Воронихи
              ным при строительстве Казанского собора в
              Санкт Петербурге. Однако, по мнению Александ
              ра I, именно. Алфёров мог как нельзя лучше вы
              разить императорский замысел памятника для
              Казани. В 1810–1811 вольный художник совершил
              путешествие по Турции, Греции и, Италии и
              Франции, исполняя рисунки и чертежи полюбив
              шихся памятников древней архитектуры. Его ин
              тересные статьи под общим названием «Письма
              русского путешественника», напечатанные в
              1808–1810 в журналах «Вестник Европы» и «Русс
              кий вестник», произвели впечатление на велико
              светское общество.
                 Подготовленный Н.Ф. Алфёровым проект хра
              ма памятника «Убиенным при взятии Казани» со
              ответствовал общему стилю ампир (фр. style
              Empire — «имперский стиль»), господствовавше
              му в европейской и русской архитектуре 1 й
              трети 19 в. Довольный государь утвердил план


              680                                          Фото  А. Клюева, 2016
   679   680   681   682   683   684   685   686   687   688   689