Page 702 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 702

Глава 15. Кировский район
              РАЗДЕЛ VII. ЗАРЕЧЬЕ. АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА


                                                           шие текущего ремонта первые казанские трамваи.
                                                           С увеличением трамвайного парка, что произошло
                                                           довольно скоро, данное техническое помещение
                                                           стало тесным, трамвайный парк перевели в другое
                                                           место, а рельсы, ведущие в депо, разобрали.
                                                              Прямоугольное в плане здание сильно вытяну
                                                           то вдоль ул. Большой Московской (К. Цеткин). Тор
                                                           цевые фасады депо с обеих сторон дополнены не
                                                           высокими треугольными фронтонами, закрываю
                                                           щими открытое пространство под двускатной кры
                                                           шей. Прямоугольные оконные проемы с углубле
                                                           нием в нишах, как уже отмечалось, сгруппированы
                                                           по три, а каждая группа объединена общим мас
                                                           сивным сандриком. По верху стен выложены сту
                                                           пенчатые карнизы. Облик производственного зда
                 З
               А
                    Ь
              К КАЗАНЬ                                     ния строго рационален, но в нем все же заметны
                  А
                   Н
              Клары Цеткин ул., 29 литеры А, А1            черты модерна, что в целом характерно для архи
              ДЕПО;1, ПЕТРУШКИН РАЗЪЕЗД.                   тектуры железнодорожных станций периода
              1875 г. (нач. 20 в.)                         1904–1913.
                                                                                             А.М. Тарунов, 2018












                 Одноэтажный кирпичный ангар трамвайного
              депо, по официально приводимым данным, постро
              ен в 1875, но по своим архитектурным особенностям
              явно относится к нач. 1900 х. Это можно объяснить
              тем, что в 1875 на этом месте находился парк для
              вагонов линии конки, которая курсировала между
              Дальним Устьем (р. Казанки) и центром Казани, на
              чиная  с 1870 года. Известно, что Адмиралтейский
              парк тягловых лошадей для конки достигал 200 го
              лов, которых содержали в конюшнях у пристани. А
              данное сооружение могло быть построено перед
              или после пуска трамвая на электрической тяге,
              что произошло в кон. 1899. Для обслуживания и от
              стоя подвижного состава, курсировавшего по трам
              вайным путям к волжской пристани в устье Казан
              ки, следовало построить соответствующее техни            ‡Ú‡-ÒıÂχ „‡Ìˈ ÚÂËÚÓËË
                                                                      Ó·˙ÂÍÚ‡ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ
              ческое сооружение по аналогии с  железнодорож
              ным депо. Таким образом, здание  депо у Петруш
              кина разъезда, освещаемое собранными в тройки  ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
              большими окнами, построено не ранее нач. 20 в. С  Категория охраны: региональная
              торцевой стороны депо имеет две ангарные двери, в  Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
                                                           от 10.11.2002 № 626
              проем которых  по рельсам  вкатывались требовав


              698                          Фото  А. Клюева, 2016
   697   698   699   700   701   702   703   704   705   706   707