Page 767 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 767
Раздел XIX. СОВЕТСКИЙ ВЫБОР
для воздушной магистрали Москва — Владивосток. ник П.Т. Сперанский, применивший татарский
Вторым пятилетним планом (1933–1937) наме орнамент в росписях плафона фойе Татарского
чалась постройка железнодорожной ветки Казань академического гостеатра (1941).
— Чистополь — Бугульма, которая должна была В 1941 завершилась работа над генпроектом
соединить две магистрали: Уфа — Рузаевка и Большая Казань, а через три дня после его утвер
Свердловск — Москва. В 1933 были проведены ждения началась Великая Отечественная война. Она
изыскания, намечена трасса, в 1940 приступили к помешала плановому развитию планировки и за
работам, но в разгар Великой Отечественной вой стройки города. В Казань были эвакуированы многие
ны строительство прекратилось, от железной до заводы и конструкторские бюро разных отраслей
роги местами осталась только насыпь. В память о промышленности, но прежде всего авиационной.
несостоявшейся магистрали остается построен Центром проектной деятельности с мая 1941
ный в 1939 жилой дом ОШОССДОРа (Отдел шос стал трест «Татпроект», соединивший в себе про
сейных дорог УКВД) для руководства этого ектную контору «Татпроект» и архитектурно про
предприятия (ул. Б. Красная, 14). ектную мастерскую Горкомхоза. В военные годы
Образ жизни советского человека в 1930 е не значительных архитектурных объектов в Казани
претерпел больших изменений: вместо домов ком появилось немного: несколько жилых домов и учеб
мун появились общежития с длинными коридора ный корпус Мединститута в районе ул. Горького,
ми, красными уголками и обобществленными кух коттеджи авиазаводов № 16 и 22 для эвакуирован
нями, а кроме них, жилкомбинаты — главные в ных инженеров и конструкторов, жилые дома вдоль
квартале громадные дома с умеренным обществен ул. Декабристов; А.Г. Бикчентаевым была проведе
ным и гостиничным сектором и с жилыми ячейка на реконструкция здания семинарии — учебного
ми на одну семью. С 1934 в многоэтажных домах корпуса Авиаинститута (ул. К. Маркса, 10).
появляются индивидуальные квартиры. Начина После войны, в 1948 м, но также по проекту
ется строительство домов повышенного типа ком Бикчентаева, построен учебный корпус КИИГСа
фортности — в центре Казани, на «Кинопленке 8» — Казанского института инженеров гражданско
и Казмашстрое. го строительства (ул. Зелёная,1); по проекту М.К.
Для проживания студентов вузов развивается Игламова — жилой дом Совета Министров
сеть общежитий. Под них передаются муниципали ТАССР (Б. Красная, 57А). В 1948–1953 А.Г. Бик
зированные здания: Ложкинская богадельня (ул. чентаевым проведена знаковая реконструкция
Дзержинского, 11) для Химического техникума, но Химического факультета КГУ на ул. Кремлёвской,
мера Банарцева (ул. Дзержинского, 13) для Медин обозначившая основную тенденцию сталинской
ститута, номера Музурова (место ТЦ «Кольцо») для послевоенной архитектуры Казани — ярко выра
милиции, дом Овчинникова (ул. Б. Красная, 64) для женный неоампир. Наряду со сдержанным оформ
Медполитехникума. Строятся новые общежития лением основного фасада здание химфака получи
КАИ, КИИКСа, КХТИ, Мехтехникума. ло по центру стройный 6 колонный портик с тре
Во 2 й пол. 1930 х начали предприниматься угольным фронтоном. С этого времени в архитек
попытки выработать новый, но непременно осно туре казанских общественных зданий начинает
ванный на традициях татарский стиль. В архитек преобладать неоклассицизм. В этом стиле построе
туре общежитий, а затем жилых домов был найден ны здания Медицинского университета (ул. Бут
обобщающий прием — крупная архитектурная лерова, 49), Театра оперы и балета (пл. Свободы, 2),
форма, которой могли быть, например, широкие Дворца культуры им. Кирова на ул. Павлюхина
лоджии или навесы (Б. Красная, 18/7, ул. Горького, (ныне филармония), старого аэропорта (ул. П. Лу
17, Товарищеская ул., 31А, и др.). Следующий мумбы, 47), кинотеатра «Победа», 5 го корпуса
предложенный архитекторами путь вел в направ КАИ, научного центра РАН (ул. Лобачевского, 2),
лении заимствования деталей из татарского при павильон Казанской ВДНХ на Оренбургском трак
кладного искусства, но он широко применялся те, Дворца культуры им Ленина в Соцгородке
только в художественно декоративном оформле (ул. Копылова, 2А), Дворца культуры в пос. Дер
нии зданий. Начало этому направлению положили бышки (ул. Советская, 18).
архитектор И.Г. Гайнутдинов, выстроивший дере Ведущие казанские архитекторы 1950 х: И.А.
вянный павильон Татарии на Всесоюзной сельско Валеев, Р.М. Муртазин, А.Г. Бикчентаев, М.К. Иг
хозяйственной выставке (1937–1938) и профессор ламов, П.А. Саначин, Г.И. Солдатов, инженер
М.М. Синявер, разработавший татарский «ордер» У.Г. Алпаров. В их творчестве неоклассицим доста
— основной мотив архитектурных элементов для точно деликатно проявился и в архитектуре жи
Соцгорода при Авиазаводе (1941), а также худож лых зданий, фасады которых приобрели благород
763