Page 772 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 772
Глава 19. Наши достижения
РАЗДЕЛ IX. СОВЕТСКИЙ ВЫБОР
верхних этажей, опирающихся на разделяющий
его каплевидный в плане устой. Весь нижний этаж
здания заполняло сплошное стекло витрин магази
нов Татиздата, предназначавшихся для культур
ной, хозяйственной и политической пропаганды.
Перед ними на стилобатах устроены западающие
галереи, расширяющие тротуар. Вредное для
здоровья печатно брошюровочное производство
размещалось в (параллельном главному) корпусе
вдоль грузовой ул. Профсоюзной. По бокам ул.
Международной (К. Наджми) располагался корпус
нешумных наборного и цинкографического произ
водств. Запланированный в проекте корпус бытово
го обслуживания сотрудников — со столовой, амбу
К КАЗАНЬ латорией и яслями — остался нереализованным.
Ь
Н
З
А
А
Баумана ул., 19 Символика редакционного корпуса — раскры
ДОМ ПЕЧАТИ, 1933–1935 гг., тая книга с ленточными окнами строчками и за
архитектор С.С. Пэн кругленным пилоном корешком. Ведущий архи
тектурный мотив — 3 этажные ленточные крылья
на открытых колоннах — ранее был использован
Пэном в бакинском Дворце печати 1931 года. Про
ект внутреннего оформления разрабатывали
казанские архитекторы «Татпроекта» Н.А. Бата
лов, И.А. Валеев, И.Ф. Нейман, А.Э. Спориус и пре
подаватель КИИКСа А.М. Густов. В силу этого ин
терьеры, построенные по утвержденному проекту
Густова (в т.ч. и интерьер магазина), кардинально
отличаются от лаконичного стиля пэновских фаса
дов. На всех этажах редакционно издательского
корпуса устроены широкие лестничные марши с
массивными белокаменными перилами на баляси
нах — приоритет сталинского неоклассицизма.
Своеобразное здание издательства и развитый В целом сооружение 4 этажное, H образной
внутри квартала комплекс типографии (Дом пе (сложной) конфигурации в плане, асимметричное.
чати Татиздата) построены в исторической части Объемно пространственная композиция строится
Казани на ул. Баумана в 1930–1934. В планиро на органичном сочетании двух крайних объемов
вочном решении широко использованы образцы (одинаковых по высоте, но различных по размерам)
проектов лучших американских типографий и с третьим центральным западающим объемом и вы
производственных сооружений. Яркий образец ступающим на красную линию полукруглым объ
конструктивизма в советской архитектуре дово емом лестничной клетки. Они соединены перехода
енного периода. ми по верхним этажам, которые обеспечивают с
Проект составлен инженером Моспроекта Се южной стороны на первом этаже сквозной проезд.
мёном Самойловичем Пэном в сентябре 1930, одоб Овальный объем лестничной клетки, выступающий
рен техническим советом полиграфпромышленнос из плоскости стены среднего объема, и лоджии пе
ти и Союзстроя ВСНХ СССР. На следующий год на рехода акцентируют симметрично расположенный
чали завозить материал на ул. Баумана и выклады вход в административные помещения. Чередование
вать цоколь двух производственных корпусов. В те выступающих и западающих объемов, нависание
чение трех строительных сезонов на главной город второго этажа над первым создают дополнительную
ской, ныне пешеходной ул. Баумана поднялся про игру светотеней. Круглые колонны с шагом 5,2 м,
тяженный редакционно издательский корпус «Е», образующие открытую галерею, как бы расширяют
перекрывший поперечный Молочный пер. (позднее узкую улицу. Несущие конструкции выполнены из
ул. Международную, ныне — К. Наджми). По его монолитного железобетона, стены кирпичные,
створу в первом этаже остались широкие проезды. оштукатурены цементно песчаным раствором тем
Над ними устроены переходы и балконы четырех но серого цвета.
768