Page 772 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 772

Глава 19. Наши достижения
              РАЗДЕЛ IX. СОВЕТСКИЙ ВЫБОР


                                                           верхних этажей, опирающихся на разделяющий
                                                           его каплевидный в плане устой. Весь нижний этаж
                                                           здания заполняло сплошное стекло витрин магази
                                                           нов Татиздата, предназначавшихся для культур
                                                           ной, хозяйственной и политической пропаганды.
                                                           Перед ними на стилобатах устроены западающие
                                                           галереи, расширяющие тротуар. Вредное для
                                                           здоровья печатно	брошюровочное производство
                                                           размещалось в (параллельном главному) корпусе
                                                           вдоль грузовой ул. Профсоюзной. По бокам ул.
                                                           Международной (К. Наджми) располагался корпус
                                                           нешумных наборного и цинкографического произ
                                                           водств. Запланированный в проекте корпус бытово
                                                           го обслуживания сотрудников — со столовой, амбу
              К КАЗАНЬ                                     латорией и яслями — остался нереализованным.
                    Ь
                   Н
                 З
               А
                  А
              Баумана ул., 19                                 Символика редакционного корпуса — раскры
              ДОМ ПЕЧАТИ, 1933–1935 гг.,                   тая книга с ленточными окнами	строчками и за
              архитектор С.С. Пэн                          кругленным пилоном	корешком. Ведущий архи
                                                           тектурный мотив — 3	этажные ленточные крылья
                                                           на открытых колоннах — ранее был использован
                                                           Пэном в бакинском Дворце печати 1931 года. Про
                                                           ект внутреннего оформления разрабатывали
                                                           казанские архитекторы «Татпроекта» Н.А. Бата
                                                           лов, И.А. Валеев, И.Ф. Нейман, А.Э. Спориус и пре
                                                           подаватель КИИКСа А.М. Густов. В силу этого ин
                                                           терьеры, построенные по утвержденному проекту
                                                           Густова (в т.ч. и интерьер магазина), кардинально
                                                           отличаются от лаконичного стиля пэновских фаса
                                                           дов. На всех этажах редакционно	издательского
                                                           корпуса устроены широкие лестничные марши с
                                                           массивными белокаменными перилами на баляси
                                                           нах — приоритет сталинского неоклассицизма.
                 Своеобразное здание издательства и развитый  В целом сооружение 4	этажное, H	образной
              внутри квартала комплекс типографии (Дом пе	  (сложной) конфигурации в плане, асимметричное.
              чати Татиздата) построены в исторической части  Объемно	пространственная композиция строится
              Казани на ул. Баумана в 1930–1934. В планиро	  на органичном сочетании двух крайних объемов
              вочном решении широко использованы образцы   (одинаковых по высоте, но различных по размерам)
              проектов лучших американских типографий и    с третьим центральным западающим объемом и вы
              производственных сооружений. Яркий образец   ступающим на красную линию полукруглым объ
              конструктивизма в советской архитектуре дово	  емом лестничной клетки. Они соединены перехода
              енного периода.                              ми по верхним этажам, которые обеспечивают с
                 Проект составлен инженером Моспроекта Се	  южной стороны на первом этаже сквозной проезд.
              мёном Самойловичем Пэном в сентябре 1930, одоб	  Овальный объем лестничной клетки, выступающий
              рен техническим советом полиграфпромышленнос	  из плоскости стены среднего объема, и лоджии пе
              ти и Союзстроя ВСНХ СССР. На следующий год на	  рехода акцентируют симметрично расположенный
              чали завозить материал на ул. Баумана и выклады	  вход в административные помещения. Чередование
              вать цоколь двух производственных корпусов. В те	  выступающих и западающих объемов, нависание
              чение трех строительных сезонов на главной город	  второго этажа над первым создают дополнительную
              ской, ныне пешеходной ул. Баумана поднялся про	  игру светотеней. Круглые колонны с шагом 5,2 м,
              тяженный редакционно	издательский корпус «Е»,  образующие открытую галерею, как бы расширяют
              перекрывший поперечный Молочный пер. (позднее  узкую улицу. Несущие конструкции выполнены из
              ул. Международную, ныне — К. Наджми). По его  монолитного железобетона, стены кирпичные,
              створу в первом этаже остались широкие проезды.  оштукатурены цементно	песчаным раствором тем
              Над ними устроены переходы и балконы четырех  но	серого цвета.


              768
   767   768   769   770   771   772   773   774   775   776   777