Page 838 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 838

Раздел X. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ




                 Некрополем (дословно с греческого «город мерт   веры Хасан бека Мир Махмуда», правившего во
              вых») принято называть большие кладбища, кото   2 й пол. 14 в. Эти надгробные плиты ныне хранятся
              рые помимо могил могут иметь склепы, мавзолеи,  в Национальном музее Республики Татарстан.
              подземные галереи, гробницы и каменные надгро
              бия. В Казани  формирование исторического
              мусульманского некрополя началось в период
              Волжской Булгарии*. Однако в силу исторических
              причин древние кладбища Казани были утеряны, в
              т.ч. ханские захоронения, которые обнаружили и
              изучили в 1970 е и 2000 е казанские археологи. В
              Казанском кремле извлечены останки скелетов,
              предположительно относящиеся к казанским ханам
              15 в. Махмуду (Махмутеку) и Мухаммед Эмину (см.
              раздел I «Казанский кремль»). Поскольку надмо
              гильные плиты отсутствовали, нельзя все же с пол   Вблизи Казанского кремля также зафиксирова
              ной уверенностью утверждать чьи останки извлек   но кладбище 15–16 вв. На территории Верхнего по
              ли исследователи.  Кроме того, на территории Ка   сада, на южном краю бывшего Гостиного Двора, в
              занского кремля обнаружены мусульманские захо   1798 обнаружили надмогильный камень казанского
              ронения не только в районе башни Сююмбике.   князя Мухаммед Али бека, погибшего 10 июля 1530
                 Самое древнее из известных историкам мест му   года «от руки неверного», т.е. во время штурма Каза
              сульманских захоронений на территории Казани,  ни, когда враги захватили ее посад.  В результате то
              возникших в поздний период Волжской Булгарии,  го самого великого похода 1530 года русские войска
              где хоронили местную знать, располагалось на бере   изгнали из Казани ставленника крымской династии
              гу оз. Дальний Кабан, около пос. Старые Горки. Так  и возвели на престол хана Джан Али (правил с 1530
              называемое Кабанское городище известно как рези   по 1535). Надо полагать, что во времена Казанского
              денция булгаро татарских правителей, оставшееся  ханства в его столице существовало два кладбища:
              здесь кладбище относится к 13–14 вв. На этом месте  одно внутри крепости, второе — на посаде.
              в 1665 был построен Казанский Новоиерусалимский  Известно также о древнем кладбище в Забула
              Воскресенский монастырь, известный в кон. 18 —  чье,  на территории давно исчезнувшей Кураишев
              нач. 19 в. как Архиерейская дача.            ской слободы (в районе Сенного базара). Захороне
                 В действовавшем Воскресенском монастыре на  ния здесь вели в 16–18 вв., после образования Ста
              видном месте стояли два надмогильных камня с ара   ро Татарской слободы. Кладбище начиналось от
              бографичными надписями. Один камень находился  нынешней мечети «Нурулла» и заканчивалось в
              при входе в монастырские ворота, направо, а другой  районе сквера им. Кирова по ул. Московской. В нач.
              — в палисаднике перед Архиерейским домом, вбли   20 в. и в советское время территория Кураишевско
              зи колокольни. Возле последнего камня лежал оско   го кладбища поглощена жилой застройкой, но сквер
              лок третьей, подобной плиты. До сих пор точно не  все же сохранился, как напоминание о погосте.
              определены ни площадь кладбища, ни количество   Мусульманское кладбище непосредственно в
              могил, но известно, что вокруг лежало множество  Старо Татарской слободе, где хоронили в 17–18 вв.,
              поваленных мусульманских каменных надгробий,  располагалось между пересечением современных
              некоторые из них использовали рабочие при за   улиц К. Тинчурина, Татарстан, Нариманова и С. Са
              кладке фундаментов монастырских зданий в 17 в.  дыковой. Из за недостатка свободного места в сло
                 На одном из двух сохранившихся камней вы   боде это кладбище постепенно захирело. В 1876 на
              резана мусульманская эпитафия женщине по     остатках его ограниченных пространств смогли по
              имени Алтын Бертек (по одной из версий, она бы   строить Казаковскую мечеть, поскольку от поми
              ла дочерью местного правителя) и с датой «696, 8 й  нальных холмиков и надгробий уже тогда мало что
              день месяца зуль хиджа», что соответствует 27  оставалось. Да и сама Казаковская мечеть снесена
              сентября 1297 года. Перед нами древнейший пись   в 1975 м.
              менный документ, относящийся к Казани. Второй   Иногда попадались захоронения около Апанаев
              камень, очень больших размеров, имеет красивую  ской мечети (ул. К. Насыри, 27), между зданиями ме
              каллиграфическую надпись, содержащую пыш     чети и медресе «Касымия» (ул. Ш. Марджани, 28).
              ные эпитеты в адрес погребенного — «повелителя  Надмогильные камни находили здесь вплоть до
              великого чтимого победоносного гордости рода и  сер. 1960 х.



                             * Использованы сведения из публикации Н.К. Гарипова «Мусульманский некрополь Казани: описание и проблемы
              834            сохранения» в казанском научном журнале «Мусульманский мир» (№4, 2016).
   833   834   835   836   837   838   839   840   841   842   843