Page 839 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 839
Раздел X. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
В сер. 18 в. в районе села Поповка стала формиро братская могила «убиенных при взятии Казани»,
ваться Ново Татарская слобода. Между двумя та которую вырыли на месте царской ставки, на бере
тарскими слободами, Старой и Новой, сразу образо гу р. Казанки, напротив Казанского кермана (крем
валось кладбище — в районе современной 5 й город ля). Ухаживать за братской могилой обязали на
ской больницы (ул. Ш. Камала, 12). Кладбище в этом сельников Зилантова монастыря, который тогда
месте функционировало до сер. 19 в., затем на нем хо же учредили на этом месте, а вскоре перенесли на
ронить прекратили. На его месте в 1906 построили высокую Зилантову гору.
деревянную мечеть, однако в 1931 ее закрыли боль В кон. 16 в. в общих границах отстроились камен
шевики, а через несколько лет постройку вовсе разо ные стены русского кремля Казани, поднялись Бла
брали. Все вокруг пришло в полное запустение, и се говещенский собор и другие царские строения. В ка
годня от кладбища не осталось и следа. федральном Благовещенском соборе почивали
Наиболее цельным из старинных некрополей останки святителя Гурия (Григория Руготина), пер
Казани остается мусульманское кладбище в Ново вого архиепископа Казанского, умершего в 1563 м.
Татарской слободе. Захоронения там велись с кон. Нетленные мощи его, обретенные в 1595, переложи
18 в., хотя самая древняя из найденных могил да ли в 1817 в новую серебряную раку, стоявшую вну
тируется по надгробию 1803 годом. три собора. В 1918 мощи Гурия из закрытого Благо
Сохранившимся, но малоизученным, остается вещенского собора перенесли в собор казанского Бо
древнее кладбище в Кировском районе Казани, на городичного монастыря, а после его закрытия в 1929
территории поселения Бишбалта (ул. Брюсова) в — в церковь Ярославских чудотворцев на Арском
Адмиралтейской слободе. По разным сведениям, кладбище, где они покоятся по сей день.
появление этого кладбища относят к эпохе Казан В Казанской крепости существует также Спасо+
ского ханства. Отмечено оно и на картах 19 в. Одна Преображенский монастырь. В разрушенном его
ко в 1957, после строительства Куйбышевского во соборе у алтаря был первоначально погребен пер
дохранилища, большая часть кладбища оказалась вый казанский архиепископ Гурий, провозглашен
под водой. Незатронутой осталась лишь малая ный святым; в 1630 его мощи перенесли в кафед
часть некрополя. Единственный уцелевший здесь ральный Благовещенский собор. А в монастырском
и хорошо читаемый старинный надмогильный ка соборе остались почивать мощи канонизированного
мень принадлежит шейху Билялетдину Габитову Русской православной церковью первого архиманд
(1841–1918), который значился имамом мечети в рита Спасо Преображенского монастыря, знатока
Адмиралтейской слободе. татарского языка Варсонофия (1512–1576), погре
В отдаленной Пороховой слободе также име бенного рядом со свт. Гурием***.
лось с кон. 18 в. собственное мусульманское клад В 1579 Казань опустошил сильный пожар. Сго
бище, т.к. здесь проживало множество татар, пре рел Спасо Преображенский собор, после чего его
имущественно отставных солдат. В советское вре выстроили каменным. Мощи свт. Гурия и Варсо
мя возникла и распространилась христианская нофия перенесли внутрь собора. Для останков
часть этого кладбища. Наряду с современной мече инока Ионы (боярина Ивана Елизаровича
тью «Рамазан» (1994) здесь построен и православ Застолбского) и его сына монаха Нектария перед
ный храм св. мучениц Веры, Надежды, Любови и алтарем нового Преображенского собора вырыли
матери их Софии (2007). небольшую каменную «пещерку» размером 25 х
15 четвертей (5 х 4 м) с каменным сводом. Позднее
К периоду Казанского ханства (14–16 вв.) от в «пещерке» нашли упокоение греческий иерарх
носится самое старое христианское кладбище Ка Епифаний, архиепископ Иерусалима; в 1614 ка
зани — армянское. Оно находилось на выступе занский митрополит Ефрем, венчавший на царство
Третьей горы (ул. Калинина), вероятно, неподале в 1613 первого царя из династии Романовых;
ку от колонии армянских ремесленников и куп настоятели Спасо Преображенского монастыря
цов, постоянно живших в Казани. Это кладбище архимандриты Сергий и Еремей; греческий архи
случайно обнаружили в кон. 19 в. — 4 каменных епископ Арсений (1706).
надгробия с надписями, выполненными армян До кон. 1860 х погребения в Спасо Преображен
ским шрифтом. До нашего времени сохранилось ском монастыре допускались лишь в исключитель
лишь одно из них. ных случаях. Затем с 1863 по 1922 произведено как
минимум 84 захоронения. Наибольшее число их (23)
Русские православные кладбища** появились приходится на 1887–1890, а с 1911 по 1922 соверше
после захвата города Иваном IV. Первой стала но 18 захоронений.
* Использованы сведения из книги А.М. Елдашева «Казанский некрополь *** Ныне местонахождение мощей
XVI–XX вв.» (Казань, 2009). свт. Варсонофия неизвестно. 835