Page 839 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 839

Раздел X. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ




               В сер. 18 в. в районе села Поповка стала формиро   братская могила «убиенных при взятии Казани»,
            ваться Ново Татарская слобода. Между двумя та   которую вырыли на месте царской ставки, на бере
            тарскими слободами, Старой и Новой, сразу образо   гу р. Казанки, напротив Казанского кермана (крем
            валось кладбище — в районе современной 5 й город   ля). Ухаживать за братской могилой обязали на
            ской больницы (ул. Ш. Камала, 12). Кладбище в этом  сельников Зилантова монастыря, который тогда
            месте функционировало до сер. 19 в., затем на нем хо   же учредили на этом месте, а вскоре перенесли на
            ронить прекратили. На его месте в 1906 построили  высокую Зилантову гору.
            деревянную мечеть, однако в 1931 ее закрыли боль   В кон. 16 в. в общих границах отстроились камен
            шевики, а через несколько лет постройку вовсе разо   ные стены русского кремля Казани, поднялись Бла
            брали. Все вокруг пришло в полное запустение, и се   говещенский собор и другие царские строения. В ка
            годня от кладбища не осталось и следа.       федральном Благовещенском соборе почивали
               Наиболее цельным из старинных некрополей  останки святителя Гурия (Григория Руготина), пер
            Казани остается мусульманское кладбище в Ново   вого архиепископа Казанского, умершего в 1563 м.
            Татарской слободе. Захоронения там велись с кон.  Нетленные мощи его, обретенные в 1595, переложи
            18 в., хотя самая древняя из найденных могил да   ли в 1817 в новую серебряную раку, стоявшую вну
            тируется по надгробию 1803 годом.            три собора. В 1918 мощи Гурия из закрытого Благо
               Сохранившимся, но малоизученным, остается  вещенского собора перенесли в собор казанского Бо
            древнее кладбище в Кировском районе Казани, на  городичного монастыря, а после его закрытия в 1929
            территории поселения Бишбалта (ул. Брюсова) в  — в церковь Ярославских чудотворцев на Арском
            Адмиралтейской слободе. По разным сведениям,  кладбище, где они покоятся по сей день.
            появление этого кладбища относят к эпохе Казан   В Казанской крепости существует также Спасо+
            ского ханства. Отмечено оно и на картах 19 в. Одна   Преображенский монастырь. В разрушенном его
            ко в 1957, после строительства Куйбышевского во   соборе у алтаря был первоначально погребен пер
            дохранилища, большая часть кладбища оказалась  вый казанский архиепископ Гурий, провозглашен
            под водой. Незатронутой осталась лишь малая  ный святым; в 1630 его мощи перенесли в кафед
            часть некрополя. Единственный уцелевший здесь  ральный Благовещенский собор. А в монастырском
            и хорошо читаемый старинный надмогильный ка   соборе остались почивать мощи канонизированного
            мень принадлежит шейху Билялетдину Габитову  Русской православной церковью первого архиманд
            (1841–1918), который значился имамом мечети в  рита Спасо Преображенского монастыря, знатока
            Адмиралтейской слободе.                      татарского языка Варсонофия (1512–1576), погре
               В отдаленной Пороховой слободе также име   бенного рядом со свт. Гурием***.
            лось с кон. 18 в. собственное мусульманское клад   В 1579 Казань опустошил сильный пожар. Сго
            бище, т.к. здесь проживало множество татар, пре   рел Спасо Преображенский собор, после чего его
            имущественно отставных солдат. В советское вре   выстроили каменным. Мощи свт. Гурия и Варсо
            мя возникла и распространилась христианская  нофия перенесли внутрь собора. Для останков
            часть этого кладбища. Наряду с современной мече   инока Ионы (боярина Ивана Елизаровича
            тью «Рамазан» (1994) здесь построен и православ   Застолбского) и его сына монаха Нектария перед
            ный храм св. мучениц Веры, Надежды, Любови и  алтарем нового Преображенского собора вырыли
            матери их Софии (2007).                      небольшую каменную «пещерку» размером 25 х
                                                         15 четвертей (5 х 4 м) с каменным сводом. Позднее
               К периоду Казанского ханства (14–16 вв.) от   в «пещерке» нашли упокоение греческий иерарх
            носится самое старое христианское кладбище Ка   Епифаний, архиепископ Иерусалима; в 1614 ка
            зани —  армянское. Оно находилось на выступе  занский митрополит Ефрем, венчавший на царство
            Третьей горы (ул. Калинина), вероятно, неподале   в 1613 первого царя из династии Романовых;
            ку от колонии армянских ремесленников и куп   настоятели Спасо Преображенского монастыря
            цов, постоянно живших в Казани. Это кладбище  архимандриты Сергий и Еремей; греческий архи
            случайно обнаружили в кон. 19 в. — 4 каменных  епископ Арсений (1706).
            надгробия с надписями, выполненными армян       До кон. 1860 х погребения в Спасо Преображен
            ским шрифтом. До нашего времени сохранилось  ском монастыре допускались лишь в исключитель
            лишь одно из них.                            ных случаях. Затем с 1863 по 1922 произведено как
                                                         минимум 84 захоронения. Наибольшее число их (23)
               Русские православные кладбища** появились  приходится на 1887–1890, а с 1911 по 1922 соверше
            после захвата города Иваном IV. Первой стала  но 18 захоронений.



            * Использованы сведения из книги А.М. Елдашева «Казанский некрополь  *** Ныне местонахождение мощей
            XVI–XX  вв.» (Казань, 2009).                  свт. Варсонофия неизвестно.           835
   834   835   836   837   838   839   840   841   842   843   844