Page 876 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 876
Глава 21. Незабытые имена
РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Ь
Н
А
А
З
Насыри, не желавший становиться православным К КАЗАНЬ
миссионером, оказался едва ли не единственным Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
учителем в Казани, способным преподавать как МОГИЛА ИЗВЕСТНОГО ТАТАРСКОГО
европейские, так и восточные знания в татарских ЯЗЫКОВЕДА Г.Ш. НУГАЙБЕКА
учебных заведениях нового типа, где совмещались
мусульманские дисциплины и научные дисципли
ны в европейском понимании.
Конфликт с инспектором татарских училищ
немцем В.В. Радловым заставил Каюма Насыри в
1876 оставить учительскую работу. Он покинул
комнату во флигеле Духовной академии и посе
лился на квартире у муэдзина Галеевской мечети
на Сенной улице. Здесь у Насыри появилось время
для создания наиболее значительных работ в обла Гимад Нугайбек (Нугайбеков Гимадетдин Ша
сти татарского языкознания, педагогики, методики рифзянович, 1881–1943) — татарский языковед и
обучения, истории литературы. С 1871 просвети журналист. Родился 13 января 1881. Образование
тель выпускал ежегодный «Календарь», в котором получил в медресе «Мухаммадия», которым руко
публиковал результаты своих этнографических и водил проповедник Г. Баруди. В 1911 Гимад Нугай
исторических исследований. Его выступления с бек стал автором татарской грамматики «Терлек»
большим интересом заслушивались на заседаниях («Морфология»). С 1912 работал в еженедельной
Общества археологии и этнографии Казанского газете «Кояш» («Солнце») братьев Каримовых,
университета, членом которого он состоял на про причем с 1914 — редактором. В 1917 Нугайбек воз
тяжении долгого времени. Своеобразным итогом главил газету «Кызыл байрак» («Красное Знамя»)
размышлений Каюма Насыри стал объемистый — орган Мусульманского социалистического коми
том его проповедей и наставлений «Плоды собесе тета, возглавляемого Муллануром Вахитовым
дований», изданный в 1884 в университетской ти (1885–1918).
пографии отдельной книгой. С 1918 по 1920 Гимад Нугайбек состоял в ор
Личная жизнь подвижника так и не сложилась, фографической комиссии Научной коллегии при
он всю жизнь провел наедине с книгами. В 1885 в Комитете по делам мусульман внутренней Рос
пожаре сгорела вся его библиотека. Каюм Насыри сии. В 1924 обрел постоянную работу в Татарском
в отчаянии уехал в родную деревню и попытался государственном издательстве. Ему принадлежат
зарабатывать на жизнь крестьянским трудом. отдельные труды по усовершенствованию татар
Многомудрый просветитель, которого на закате ского алфавита и орфографии, лексикографии.
дней разбил паралич, скончался 20 августа 1902. Г.Ш. Нугайбек скончался в 1943.
Шакирды медресе «Мухаммадия» с честью похо А.М. Тарунов, 2017
ронили его на кладбище Ново Татарской слободы.
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
А.М. Тарунов, 2017 Категория охраны: региональная
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23.07.1997 № 599
А
Ь
А
К КАЗАНЬ
З
Н
Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
МОГИЛА СТАРОГО БОЛЬШЕВИКА,
ПИСАТЕЛЯ ХАЛИКА САДРИ
Халик Садри (Садретдинов Халик Гарифович
или Габдаль Халик Гариф уллы Садретдинов) —
татарский писатель, драматург, поэт и обществен
ный деятель.
Родился 4 августа 1890 в с. Старое Ермаково
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
Категория охраны: региональная Бугурусланского уезда Самарской губернии в се
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан мье батрака. Вскоре умер его отец, а через 5 лет
от 23.07.1997 № 599 мать. Семилетним ребенком он начал батрачить
872 Фото А. Клюева, 2016