Page 876 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 876

Глава 21. Незабытые имена
              РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ.  ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ


                                                                 Ь
                                                                Н
                                                            А
                                                               А
                                                              З
              Насыри, не желавший становиться православным  К КАЗАНЬ
              миссионером, оказался едва ли не единственным  Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
              учителем в Казани, способным преподавать как  МОГИЛА ИЗВЕСТНОГО ТАТАРСКОГО
              европейские, так и восточные знания в татарских  ЯЗЫКОВЕДА Г.Ш. НУГАЙБЕКА
              учебных заведениях нового типа, где совмещались
              мусульманские дисциплины и научные дисципли
              ны  в европейском понимании.
                 Конфликт с инспектором татарских училищ
              немцем В.В. Радловым заставил Каюма Насыри в
              1876 оставить учительскую работу. Он покинул
              комнату во флигеле Духовной академии и посе
              лился на квартире у муэдзина Галеевской мечети
              на Сенной улице. Здесь у Насыри появилось время
              для создания наиболее значительных работ в обла   Гимад Нугайбек (Нугайбеков Гимадетдин Ша
              сти татарского языкознания, педагогики, методики  рифзянович, 1881–1943) — татарский языковед и
              обучения, истории литературы. С 1871 просвети   журналист. Родился 13 января 1881. Образование
              тель выпускал ежегодный «Календарь», в котором  получил в медресе «Мухаммадия», которым руко
              публиковал результаты своих этнографических и  водил проповедник Г. Баруди. В 1911 Гимад Нугай
              исторических исследований. Его выступления с  бек стал автором татарской грамматики «Терлек»
              большим интересом заслушивались на заседаниях  («Морфология»). С 1912 работал в еженедельной
              Общества археологии и этнографии Казанского  газете «Кояш» («Солнце») братьев Каримовых,
              университета, членом которого он состоял на про   причем с 1914 — редактором. В 1917 Нугайбек воз
              тяжении долгого времени. Своеобразным итогом  главил газету «Кызыл байрак» («Красное Знамя»)
              размышлений Каюма Насыри стал объемистый     — орган Мусульманского социалистического коми
              том его проповедей и наставлений «Плоды собесе   тета, возглавляемого Муллануром Вахитовым
              дований», изданный в 1884 в университетской ти   (1885–1918).
              пографии отдельной книгой.                      С 1918 по 1920 Гимад Нугайбек состоял в ор
                 Личная жизнь подвижника так и не сложилась,  фографической комиссии Научной коллегии при
              он всю жизнь провел наедине с книгами. В 1885 в  Комитете по делам мусульман внутренней Рос
              пожаре сгорела вся его библиотека. Каюм Насыри  сии. В 1924 обрел постоянную работу в Татарском
              в отчаянии уехал в родную деревню и попытался  государственном издательстве. Ему принадлежат
              зарабатывать на жизнь крестьянским трудом.   отдельные труды по усовершенствованию татар
              Многомудрый просветитель, которого на закате  ского алфавита и орфографии, лексикографии.
              дней разбил паралич, скончался 20 августа 1902.  Г.Ш. Нугайбек скончался в 1943.
              Шакирды медресе «Мухаммадия» с честью похо                                     А.М. Тарунов, 2017
              ронили его на кладбище Ново Татарской слободы.
                                                           ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
                                                А.М. Тарунов, 2017  Категория охраны: региональная
                                                           Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
                                                           от 23.07.1997 № 599

                                                            А
                                                                 Ь
                                                               А
                                                           К КАЗАНЬ
                                                              З
                                                                Н
                                                           Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
                                                           МОГИЛА СТАРОГО БОЛЬШЕВИКА,
                                                           ПИСАТЕЛЯ ХАЛИКА САДРИ
                                                              Халик Садри (Садретдинов Халик Гарифович
                                                           или Габдаль Халик Гариф уллы Садретдинов) —
                                                           татарский писатель, драматург, поэт и обществен
                                                           ный деятель.
                                                              Родился 4 августа 1890 в с. Старое Ермаково
              ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
              Категория охраны: региональная               Бугурусланского уезда Самарской губернии в се
              Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан  мье батрака. Вскоре умер его отец, а через 5 лет
              от 23.07.1997 № 599                          мать. Семилетним ребенком он начал батрачить


              872                           Фото  А. Клюева, 2016
   871   872   873   874   875   876   877   878   879   880   881