Page 877 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 877
Глава 21. Незабытые имена
РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Н
Ь
З
А
А
у деревенских баев. В 1899–1900 учился и одновре К КАЗАНЬ
менно работал в сельской школе, с 1902 по 1905 по Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
стигал профессию в ремесленном училище. В МОГИЛА ВЫДАЮЩЕГОСЯ ТАТАРСКОГО
дальнейшем работал на нефтяных промыслах в КОМПОЗИТОРА САЛИХА САЙДАШЕВА
Баку и Самарской губернии, где в феврале 1917
увлекся революционной деятельностью под влия
нием большевика В.В. Куйбышева.
Салих Замалетдинович Сайдашев — татар
ский композитор, один из основоположников та
тарской национальной музыки.
В 1918 Халик Садри воевал с белочехами в пар Родился 3 декабря 1900 в Казани. Рано лишив
тизанском отряде, с которым вступил в Чапаев шись родителей, воспитывался в семье старшей
скую дивизию Красной армии. Принимал участие в сестры Амины Ахмедовой. Под ее влиянием серь
освобождении Казани от каппелевцев и белочехов. езно увлекся игрой на музыкальных инструмен
В 1920 Халик Садри как партийный деятель тах, научился играть на рояле. Творческая биогра
приложил немало усилий для включения север фия 15 летнего Салиха Сайдашева началась в ин
ных районов Самарской губернии (с плотным про струментальном ансамбле при драматической
живанием татар) в состав Автономной Татарской труппе «Сайяр». С тех пор он начал профессио
Социалистической республики. Однако высоких нально создавать музыкальные произведения.
постов в новой администрации он почему то не по В 1920 юноша оказался в рядах Красной армии,
лучил. В 1922–1925 работал механиком на Бугу служил трубачом, капельмейстером армейского
русланской электростанции, позже стал ее дирек оркестра. За сочинение марша получил именные
тором. Сделал несколько технических изобрете часы от командарма К. Ворошилова.
ний, в прежде всего в области электротехники. В 1922 С.З. Сайдашев демобилизовался. Устро
Первый рассказ Халика Садри «На мельнице» ился дирижером и одновременно заведующим му
появился еще до революции, он был посвящен зыкальной частью Татарского драматического те
жизни рабочих. До 1936 увидели свет не менее де атра в Казани. Здесь он создавал новые музыкаль
сяти небольших книжек Халика Садри на научно ные произведения в различных жанрах, участво
технические темы, в основном научно популяр вал в постановках первых татарских опер и в пер
ных, посвященных энергетической тематике, чрез вых симфонических концертах татарской музыки,
вычайно полезных для распространения знаний что сделало его самой яркой фигурой в музыкаль
среди широких масс. ном искусстве республики. Салих часто выступал
В годы Великой Отечественной войны Халик как пианист и дирижер на многочисленных кон
Садретдинов находился на фронте в звании баталь цертах. Важное место в творчестве Сайдашева за
онного комиссара. После окончания войны вернулся нимала песня, патриотическая и лирическая.
к прежней деятельности и продолжал создавать ли В 1930 е композитор пришел к созданию нового
тературные произведения на научно художествен жанра, получившего название музыкальной драмы,
ную тематику. Умер 8 марта 1955 в возрасте 65 лет. где музыка органично вплетается в драматическое
Похоронен на Татарском кладбище в Ново действие. В законченной форме этот жанр проявил
Татарской слободе Казани. ся в поставленных на сцене Татарского драматичес
А.М. Тарунов, 2017 кого театра музыкальных драмах «Наёмщик», «Го
лубая шаль», которые были созданы им совместно с
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
Категория охраны: региональная драматургом Тази Гиззатом и режиссером Каримом
Постановление Совета Министров ТАССР от 30.10.1959 № 591 Тинчуриным, репрессированным в 1937 м.
Фото А. Клюева, 2016
873