Page 881 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 1 - КАЗАНЬ
P. 881

Глава 21. Незабытые имена
                                                               РАЗДЕЛ Х. КАЗАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ.  ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ


                                                            З
                                                                Ь
                                                             А
                                                              Н
                                                           А
            ния уделял живописи и рисунку, но позднее увлек   К КАЗАНЬ
            ся скульптурой. В 1926 возвратился в Казань, стал  Татарское кладбище Ново-Татарской слободы
            преподавателем художественного училища.      МОГИЛА ИЗВЕСТНОГО ТАТАРСКОГО
               В 1929 творческая деятельность Баки Урманче  ПИСАТЕЛЯ АХМЕТА ФАЙЗИ
            была прервана. Органы госбезопасности заподозри
            ли его в национализме, и после суда художник ока
            зался в концлагере на Соловках. Сотрудничая как
            график в издававшейся там газете «Перековка»,
            Баки Урманче проявил себя передовиком, и в 1933
            был досрочно освобожден. Оказавшись на свободе,
            художник решил не возвращаться домой, а зате
            ряться в многолюдной Москве, где спокойно жил и
            работал до 1941 го. В 1934 его работы демонстриро
            вались на Первой Всесоюзной выставке молодых
            художников, а в 1937 Б. Урманче приняли в члены
            Московского отделения Союза художников СССР.
            Несколько лет он отдал работе над оформлением
                                                            Ахмет Файзи — татарский писатель, поэт,
            Всероссийской сельскохозяйственной выставки
            (ВСНХ — ВДНХ): писал картины, делал рельефы,  драматург, либреттист, актер, участник войны,
                                                         заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР,
            расписывал стены и купола павильонов. В апреле
            1941 его пригласили работать в Алма Ату, где  лауреат премии им. Г. Тукая.
                                                            Настоящее имя — Ахмет Ахметсафиевич Фай+
            художник вместе с семьей находился до 1945 го.
                                                         зуллин. Родился 26 февраля (11 марта) 1903 в Уфе.
               С 1950 х ведущее значение в творчестве Урманче
            приобрела скульптура. В 1957 по приглашению пра   С 1911 по 1915 учился в медресе, с 1915 по 1917 — в
                                                         татарской школе в Уфе.
            вительства Татарской АССР художник принял учас
            тие в оформлении концерта Декады татарской лите   В 1921 А.А. Файзуллина направили в Оренбург
                                                         ский Восточный педагогический институт. Но
            ратуры и искусства в Москве, после чего его уговори
            ли возвратиться на малую родину, в Казань. Здесь он  вскоре молодой человек переехал в Среднюю
            пережил новый этап творческого подъема, работая  Азию, в Туркестанскую АССР. Работал учителем,
                                                         актером театра в Туркмении. С 1924 несколько лет
            по многим направлениям в графике, архитектуре, те
            атрально декорационном искусстве, иллюстрации.  провел в шахтерском Донбассе. В 1931 перебрался
                                                         в Москву, где намеревался посвятить себя литера
            Одна из самых значительных работ Б.И. Урманче —
            скульптурный образ Габдуллы Тукая, которого ему  турной деятельности.
            довелось видеть при жизни. Лучшая скульптура по   С третьего курса Литературного института на
                                                         чинающий писатель добровольно ушел на фронт.
            эта работы Баки Урманче установлена перед Домом
            музеем Тукая в Кырлае (Арский район). Скульптор и  Служил в редакциях фронтовых газет. После вой
                                                         ны, уже живя в Казани, его творческие планы опре
            художник создал множество иллюстраций к произ
            ведениям татарского поэта, а также коллекцию дере   деляли прежде всего поэзия и драматургия. Ахмет
                                                         Файзи в те годы создал популярные комедии, сати
            вянных скульптур к его сказке «Шурале». Одновре
            менно мастер работал над серией скульптурных пор   рические пьесы, историко биографические драмы,
            третов выдающихся деятелей татарской культуры,  написал либретто к ряду опер, поставленных Та
                                                         тарским академическим театром оперы и балета.
            за которую в 1967 ему вручили Республиканскую
            премию им. Г. Тукая.                         Эпический роман «Тукай» стал вершиной его прозы.
                                                         За это литературное произведение в 1958 писателю
               70 из 93 прожитых лет жизни художник посвя
            тил искусству. Продолжая трудиться до последних  присуждена Государственная премия им. Г. Тукая.
            дней жизни, Баки Идрисович Урманче умер за      Ахмед Файзи скончался 11 августа 1958 в воз
                                                         расте 55 лет. Похоронен на Татарском кладбище в
            мольбертом 6 августа 1990. Похоронен на Татар
            ском кладбище в Ново Татарской слободе Казани.  Ново Татарской слободе Казани.
                                                                                            А.М. Тарунов, 2017
                                               А.М. Тарунов, 2017
            ПАМЯТНИК ИСТОРИИ                             ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
            Категория охраны: региональная               Категория охраны: региональная
            Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан  Постановление Совета Министров ТАССР от 30.10.1959 № 591
            от 23.07.1997 № 599
                                                          Фото  А. Клюева, 2016
                                                                                                877
   876   877   878   879   880   881   882   883   884   885   886